Коронакризис ускорил перемены в потребительском поведении, которые давно уже назрели. Даже ярым противникам eCommerce пришлось адаптироваться к обстоятельствам и попробовать онлайн-шопинг – в мае 2020 года 6 из 10 взрослых американцев совершили покупку онлайн впервые в жизни. Несмотря на ослабление эпидемиологических мер и открытие привычных офлайн-магазинов, прогнозируемый рост онлайн-торговли составит 23% от общего объема розничных продаж к 2023 году.

Согласно июньскому исследованию Forrester, после пандемии физические походы в магазины останутся, но сама цель визита изменится. И эти изменения мы сможем ощутить уже в ближайшие 12-18 месяцев.

Вот о каких постковидных трансформациях идет речь:

  1. Потребители не торопятся возвращаться в магазины, даже когда это стало возможно. 40% опрошенных американцев признались, что теперь им нравится совершать покупки офлайн гораздо меньше, чем это было до пандемии. Треть потребителей считают, что у них не будет острой необходимости возвращаться к покупкам в магазинах после того, как пандемия полностью пройдет.

  2. Офлайн шопинг будет жить. С учетом времени на доставку, визит в магазин быстрее онлайн-шопинга, в некоторых случаях проще и позволяет обменяться живыми эмоциями. В том же исследовании выявлено, что 40% потребителей не прекращали покупать оффлайн как только это стало возможно. И вряд ли эти люди изменят свои предпочтения с окончанием пандемии. 
  3. Самый весомый минус онлайн-покупок заключается в лишении живого общения и возможности физически изучить то, что покупаешь. Визит в магазин – это не просто способ получить необходимые товары.

    «Когда ты идешь в магазин, ты участвуешь в социальной жизни. Встречаешь друзей, заводишь новых знакомых и покупаешь товары, в качестве которых ты уверен, потому что видишь вживую. В моей жизни появился бы невосполнимый пробел без обычных магазинов», – делится мнением один из опрошенных.

  4. На бесперспективное будущее традиционной торговли сильное влияние оказывают представители поколения X, то есть люди, родившиеся в период с конца 60-х до конца 80-х гг. Именно они больше всего разочаровались в офлайн-торговле после пандемии: среди 47% опрошенных в возрасте 37-57 лет замечена абсолютная потеря интереса к походам в магазин. Что удивительно, молодые люди 15-27 лет, напротив, охотно покупают в привычных магазинах, особенно в компании друзей и семьи.

  5. Предпочтения в розничной торговле будут постоянно меняться в зависимости от чувствительности потребителей к риску. Восприятие к физическим и финансовым рискам влияет на готовность покупать офлайн.
    На основе критерия восприятия риска потребителей разбили на три группы: «Бережливые», «Спрятавшиеся в кокон» и «Уравновешенные». В первой группе людьми движет экономия, поэтому они больше времени проводят в традиционных магазинах. Во второй группе потребители особенно заботятся о безопасности и избегают походов в магазины. Они привыкли к качественному диджитал-опыту и ожидают его, поэтому продолжат в будущем задавать новые стандарты онлайн-шопинга. «Уравновешенные» потребители открыты новым шопинг-моделям и не зацикливаются на двух полюсах онлайн- или офлайн-покупок.